РИР развивает цифровую трансформацию муниципалитетов

АО «Русатом Инфраструктурные решения (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») подвел итоги работы Центра профессиональных управленческих сообществ уровня регион и муниципалитет (Центр). За 2021 год было сформировано сообщество из 3000 сотрудников из 500 муниципалитетов. Были сформированы принципиальные подходы к цифровизации муниципалитета и методические рекомендации. За время работы Центр охватил более 10 000 сотрудников муниципалитетов и представителей региональных органов власти в ходе различных мероприятий: деловых форумов, выставок, стратегических сессий, переговоров, образовательных программ и т.п. Всего более 40 мероприятий в региональных городах России.

В октябре 2021 года в городе Глазов Удмуртской Республике проведена апробация практической методологии выявления предпринимательских идей у населения и запуска технологического (цифрового) предпринимательства.

24–26 ноября с. г. в Астрахани на конференции государственных и муниципальных служащих «Цифровой муниципалитет-2021» очно работу по проектированию решений проводило профессиональное управленческое сообщество уровня муниципалитет и регион Астраханской области и города Астрахани. Дистанционно активное участие приняло более 1 800 представителей муниципальных образований со всей России из 500 муниципальных образований.

В ходе конференции профессиональным управленческим сообществом были сформированы принципиальные подходы к цифровизации муниципалитета.

«Используя цифровые решения «умного города» формируется дискуссионная и методическая платформа для установления межфункциональных горизонтальных связей, обмена лучшими практиками и проектирования новых условий городского развития с участием представителей муниципалитетов из разных городов и регионов. Совместными усилиями специалисты муниципалитетов смогут выработать методические рекомендации по оптимизации процессов местного самоуправления. Изменения позволят повысить качество и прозрачность управленческой деятельности на местном уровне, сделать взаимодействие с жителями позитивным, а проектную деятельность – системной», — подчеркивает руководитель центра Дмитрий Гришин.

По итогам 2021 года Центром сформированы методические рекомендации по цифровизации муниципалитета, где проработаны и описаны следующие аспекты: основополагающая идея (идеология) цифровизации муниципалитета, новая городская занятость, городские и профессиональные сообщества, методология выявления предпринимательских идей у населения LSCВ, стандарт цифрового сервиса по управлению муниципалитетом, развитие локальных территории через технологическое предпринимательство.

Ключевая идея рекомендаций: комплексная цифровизация возможна только при наличии системной модели развития и управления изменениями на территории с обязательным вовлечением в процессы управления предпринимателей, городских сообществ и руководителей предприятий-флагманов региональной экономики, объединенных в местное профессиональное управленческое сообщество. С развертывания такой модели рекомендуется начинать цифровую трансформацию муниципалитета и региона. Рекомендации учитывают, что создаваемые для муниципальных сервисов платформы и цифровые решения должны охватывать всех участников отношений, возникающих в рамках реализации местного самоуправления.

Центр взаимодействует с организациями: Минстрой России (в рамках реализации ведомственного проекта «Умный город»), Минэкономразвития России, «АНО «Цифровая экономика», Университет Иннополис и Всероссийская Ассоциация развития местного самоуправления (ВАРМСУ).

СПРАВОЧНО:

Сайт Центра http://msu131.ru/

Официальный ТГК https://t.me/msu131

История создания: Центра профессиональных управленческих сообществ уровня регион и муниципалитет был создан в апреле 2021 года в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н на базе ГК «Росатом» в лице РИР. Его основная цель — стать оператором платформы межмуниципального взаимодействия «Цифровой муниципалитет», через которую сотрудники профессиональных управленческих сообществ из разных субъектов РФ осуществляют коммуникации друг с другом. Кроме того, это позволит сформировать базы данных (знаний) и лучших муниципальных практик, в том числе реализуя программы наставничества, направленные на внедрение лучших практик из одного города (региона) в другой. 

Предпосылки создания центра:

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (п. 4 ст. 34 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Местный уровень оторван от вертикали власти регионального и федерального уровня собственным уникальным конституционным статусом и нормативно-правовым регулированием.

Каждая территория в РФ на местном уровне обладает уникальным набором практик управления, определяемых традициями, культурой, национальным составом населения, уровнем компетенций управленцев, квалификацией жителей, местным геоландшафтом, экономикой и устройством социальной сферы.

Полномочия сотрудников Администрации четко регламентированы ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Они одинаковы для всех городов и субъектов. Ситуации могут быть разными, но допустимые реакции и процедуры для всех муниципалитетов одинаковы.

Фактически сложилась ситуация, в которой необходимость быстрых решений и ежедневный вал запросов от граждан сталкиваются с жестко регламентированной организацией муниципалитета. На развитие, проектную деятельность по созданию общественных пространств или внедрение цифровых решений у муниципалитетов нет ни времени, ни ресурсов, ни компетенций. Изменения необходимы, но на системном уровне, отдельно взятая Администрация среднего российского города, сдвинуть ситуацию не сможет.

В результате описанных выше факторов, несмотря на особенности каждого муниципалитета, сложилась системная ситуация, характерная для всех ОМСУ: отсутствие в муниципалитетах эффективных системных механизмов развития, например, формирования муниципальных бюджетов и ведения проектной деятельности, направленной на опережающее развитие, создание условий для благополучия проживающих на территории муниципального образования граждан.

Для того, чтобы изменения произошли на системном уровне, необходимо выработать консолидированную позицию, единый согласованный план действий, одобренный всеми участниками местного самоуправления.

АО «Русатом Инфраструктурные решения» – дивизион Госкорпорации «Росатом», разработчик цифровых решений и отраслевой интегратор по направлениям «Умный город», «Централизация систем ресурсоснабжения», «Чистая вода». Компания управляет неатомной генерацией в 6 городах присутствия Росатома, занимается проектами по цифровизации муниципального и регионального управления, проектами модернизации и повышения надежности ресурсоснабжения городов с применением современных цифровых решений, направленных на повышение качества жизни, в атомных и других городах страны. В настоящее время внедряет цифровые решения различного уровня в работу муниципалитетов «атомных» городов, а также в городах Ставропольского края, Томской, Мурманской, Нижегородской, Сахалинской областей и других регионов.

Опубликовано в

Добавить комментарий