Рост российского рынка потребления «кофе с собой» продолжается. В основном он связан с «перетеканием» части клиентов из классических кофеен в рестораны быстрого питания, АЗС и продуктовый ритейл. Усиление позиций рынка потребления такого кофе совпадает с трендом на повышение спроса на готовую еду, объем рынка которой, по данным аналитиков, увеличивается в среднем на 55% ежегодно. Опрошенные «Российской газетой» аналитики назвали несколько причин повышения интереса к сервису «кофе с собой» и объяснили, сохранится ли такая тенденция в 2024 году.
Ранее аналитики компании Smart Ranking указали, что российский рынок кофе увеличился почти на 21% в 2023 году и составил 102,7 млрд руб. Они также отметили, что в 2022 году оборот российского рынка кофе оценивался в 85 млрд руб., а в 2021 году — в 57 млрд руб., сообщает издание «Ведомости».
Основная причина популярности «кофе с собой» — это прежде всего экономия времени и денег. «Кофе навынос дешевле, чем напиток, приготовленный в кофейне, ассортимент можно легко расширить сиропом, для молодежи присутствует в спросе и имиджевая составляющая (соответствие формату ускорения жизни). Каждый второй покупатель — активный гражданин в возрасте 20-40 лет», — объясняет «РГ» доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская.
Еще одно несомненное преимущество — территориальная доступность, отмечает она. Кофеточки обычно располагаются в местах, где проходимость покупателей выше. Близость к покупателю становится неоспоримым преимуществом.
«Свою роль сыграло и снижение стоимости на готовую продукцию и повышение цен на продукты. Покупать готовую еду и горячие напитки стало проще и уже не бьет по кошельку, как раньше», — говорит замгендиректора КГ «Полилог» по PR Надежда Первова.
Если лет 10-15 назад заказать что-то перекусить из ресторана или зайти в кафе было маленьким праздником и видом досуга, то сегодня для горожан это становится рутиной и стилем жизни. Во многом потому, что это доступно и недорого, добавляет эксперт.
Рынок «кофе с собой» растет быстро. Однако, по мнению Лебединской, тренд, скорее, характерен для крупных городских агломераций. «В средних по численности населения городах темп жизни медленнее, соответственно, даже при более низких доходах времени и желания провести время в кофейных заведениях больше», — рассуждает она.
Первова, в свою очередь, также отмечает, что в крупных городах сетевые кофейни открываются у каждой станции метро. Но насколько долго этот рост может продолжаться — вопрос.
«Потребитель, скорее всего, станет более требовательным. Франшизы предлагают кофе по недорогой цене. При этом качество зерен зачастую страдает, а, значит, сетям нужно будет либо менять позиционирование, либо бизнес-подход. В новых спальных районах и ЖК, например, высокую конкуренцию между собой составляют прежде всего несетевые кофейни, конкурирующие близостью к квартире, качеством/вкусом напитка, а также сервисом персонала», — констатирует она.
Прочтите также:
- Взаимная торговля России и Казахстана превысила 2,5 триллиона рублей
- Выборы-2023: роль встреч кандидатов в губернаторы с президентом в избирательных кампаниях
- Исследование показало, что аудитория глав регионов в соцсетях выросла за год на 10%
- Совет Федерации и новые медиа: как российские сенаторы ведут свои социальные сети?
- Воспитание и преемственность: молодые политологи обсудили итоги съезда «Движения первых»