Первый зампред Сбера: «Мы являемся опорным банком для клиентов среднего и малого бизнеса»

Заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин — в программе «Цели и средства» КоммерсантFM.

21 июня пройдет годовое обще собрание акционеров Сбербанка. На что будет сделан основной акцент повестки в этом году? Какие векторы развития для частных клиентов и корпоративного бизнеса видит банк? И стоит ли ждать роста прибыли от внедрения искусственного интеллекта? Эти и другие вопросы экономический обозреватель “Ъ FM” Константин Максимов обсудил с заместителем председателя правления Сбербанка Александром Ведяхиным.

— 2023 год прошел для «Сбера» с рекордной прибылью. На что сделан главный акцент в повестке общего годового собрания акционеров в этом году?

— В этом году, конечно, главный акцент на человеке. Новая стратегия «Сбера» — это стратегия именно человекоцентричности. Это тот подход, который позволяет каждому человеку понимать, что «Сбер» заботится лично о каждом — и о человеке, и о предприятии. А предприятие — это совокупность людей, лиц, принимающих решения, сотрудников и так далее. И изменение этой парадигмы является основным.

— Какие векторы развития на будущее вы могли бы обозначить? Если опираться и на частного клиента, и на компании. Я так понимаю, что в 2023 году у Сбербанка был серьезный задел на сегмент корпоративного бизнеса?

— Мы поддерживаем все основные сферы экономики страны, кредитуем ведущие организации и компании крупного, среднего и малого бизнеса. Сейчас у нас 3,2 млн активных корпоративных клиентов. С2020 года их число увеличилось на 500 тыс. Корпоративный кредитный портфель вырос за год на 25% и превысил 23,3 трлн руб. И если смотреть на отрасли, по которым шло основное увеличение кредитного портфеля, то это финансирование жилищного строительства, металлургии, нефтегазовой отрасли, транспорта и логистики.

— Все эти сферы можно назвать традиционными. А были какие-то новые направления, на которые вы обратили внимание?

— У нас сейчас идет бум жилищного строительства, и эта сфера растет быстрее всего. При этом мы отмечаем достаточно хороший рост по всем отраслям. Кроме того, идет рост по краткосрочным кредитам или довыборка крупных инвестиционных кредитов, где остановиться уже нельзя. Но новые инвестиционные идеи пока что стоят на определенной паузе у наших клиентов по причине высокой ключевой ставке. И это достаточно серьезный фактор, чтобы не допускать каких-то крупных инвестиционных проектов.

— Как расширялось присутствие, география «Сбера» в 2023 году? И как оно будет расширяться в 2024 году в среднем и малом бизнесе? Вы говорите про людей, про крупные инвестиционные и крупные кредитные портфели соответственно. Интересно узнать, что происходит в сегменте среднего бизнеса.

— Мы являемся опорным банком для клиентов СМБ, мы их очень любим. Наша доля на российском рынке составляет 45%, и мы продолжаем активно развиваться, причем не только на тех территориях, где мы традиционно присутствовали. В ноябре 2023 года мы открыли самый крупный в Крыму офис для предпринимателей, активно работаем в этом регионе и очень им довольны. Главное, что клиенты тоже довольны нами, потому что более 10 тыс. предпринимателей пришли к нам в Крыму. И в 2024 году мы продолжаем расширять географию, в июле у нас откроются первые 16 отделений в Донбассе, в Донецке и Луганске. Для малого и среднего бизнеса уже в ближайшее время будут доступны основные действующие программы —программы льготного кредитования.

— Продолжит ли «Сбер» развивать искусственный интеллект теми темпами, которыми он уже развивается? И, самое главное, есть ли у вас понимание финансовой компоненты? Иными словами, какую прибыль от использования искусственного интеллекта вы планируете получить в 2024 году?

— Нас тоже интересует, конечно, сколько прибыли мы получим от искусственного интеллекта.

— Оценок нет пока?

— Наш прогноз — 400-450 млрд руб. за текущий год. Напомню, что за 2023-й мы получили 350 млрд руб. чистой прибыли. Сейчас мы уже проходим экватор года, и прогноз остается стабильным. Мы внимательно смотрим, какой экономический эффект дает внедрение нашей нейросети GigaChat. Собственно говоря, это генеративный искусственный интеллект, очень важная и яркая тема. Есть ChatGPT от OpenAI, GigaChat от «Сбера», у «Яндекса» тоже есть достаточно хорошая сетка, большая языковая модель. Мы думаем, что в этом году получим впервые достаточно ощутимый эффект от внедрения нашей нейросети. Мы говорим сейчас про бизнес «Сбера», и он составит примерно 10 млрд руб. Это хорошая цифра, и она показывает, как GigaChat реально помогает решать вопросы нашим клиентам.

— На ваш взгляд, когда искусственный интеллект за нас сможет принимать какие-то решения по кредитованию, выделению кредитов крупному, среднему и малому бизнесу, рассмотрению тех же ипотечных заявок? Есть ли вообще цель таким образом применять искусственный интеллект?

— Безусловно, такая цель есть. Я думаю, что по кредитам для малого и микробизнеса к 2026 году мы достигнем охвата в 100%, а сейчас он составляет 80%. Как всегда, самое сложное — это какие-то кредиты-исключения, специальные программы и так далее. По-прежнему есть немало задач, которые требуют человеческого обсуждения и опыта. К ним относятся сложные, крупные продукты для клиентов. Допустим, сейчас мы активно структурируем сделку по высокоскоростной магистрали, и, конечно, пока что искусственному интеллекту сложно это сделать. Для понимания, мы завершили обсуждение концессионного соглашения в 0:30, а уже в 10:30 утра следующего дня продолжили, то есть это большой, сложный документ, в нем 300 страниц. Пока что искусственному интеллекту с подобным справиться достаточно сложно. Но я думаю, что все впереди.

Прочтите также:

Добавить комментарий